**Учет затрат по лизингу**
Затраты по лизингу отражаются в зависимости от типа лизинга:
**Операционный лизинг**
* Затраты по лизингу признаются как расход периода, в котором они возникают.
* Не создается актив или обязательства на балансе.
**Финансовый лизинг**
* Активируется актив и обязательство на балансе.
* Амортизация актива признается как расход.
* Процентные расходы по обязательству признаются как расход по мере их возникновения.
**Шаги по бухгалтерскому учету затрат по финансовому лизингу**
1. **Определите стоимость актива.** Это может быть указано в договоре на лизинг или рассчитано на основе текущей рыночной стоимости актива.
2. **Определите обязательство по лизингу.** Это настоящее значение (PV) будущих лизинговых платежей, дисконтированных по ставке процента лизинга.
3. **Запишите актив и обязательство на балансе.** Стоимость актива должна соответствовать PV будущих денежных оттоков. Обязательство по лизингу должно соответствовать PV будущих денежных притоков.
4. **Признайте амортизацию.** Амортизация актива распределяется линейно в течение срока действия лизинга.
5. **Признайте процентные расходы.** Процентные расходы по обязательству признаются с помощью эффективной процентной ставки.
**Пример**
Компания приобретает автомобиль в лизинг за 25 000 долларов сроком на 5 лет с ежемесячными платежами в размере 500 долларов. Ставка процента по лизингу составляет 5%.
* **PV будущих денежных оттоков:** 500 долларов в месяц x 12 месяцев x 5 лет = 30 000 долларов
* **Стоимость актива:** 30 000 долларов
* **PV будущих денежных притоков:** 30 000 долларов / 1,05^5 = 23 305 долларов
* **Обязательство по лизингу:** 23 305 долларов
Компания будет учитывать актив в размере 30 000 долларов и обязательство по лизингу в размере 23 305 долларов. Ежемесячные амортизационные отчисления будут составлять 30 000 долларов / 5 лет = 6 000 долларов / 12 месяцев = 500 долларов. Ежемесячные процентные расходы будут составлять 23 305 долларов x 0,05 / 12 = 97,08 долларов.